Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Будем рады если Вы поделитесь информацией с сайта в Вашей социальной сети!

Просим Вас поддержать проект!

Покрова Пресвятой Богородицы

    Церковь конца XIX века в деревне Козловка Боровёнковского сельского поселения. Здание сложено из тёмно-красного кирпича и не оштукатурено.

    Согласно Пообъектному переченю объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на территории Новгородской области (файл в формате .xls на сайте Комитета культуры Новгородской области), церковь построена в 1899 году (видимо, в данном перечне имеется ошибка, а реальная дата постройки храма - 1889 год). Архитектор Альфред Парланд - создатель Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге. Номер объекта в Перечне - 954.

    По другим данным храм в Козловке построен в 1887-1889 годах и освящен 1 октября 1889 года лично митрополитом Новгородским и С.-Петербургским Исидором (Никольским), отметившим в тот день свое 90-летие. Митрополиту сослужил викарный епископ Старорусский Владимир (Богоявленский) - будущий митрополит Киевский, священномученик, а проповедь на освящение храма сказал 26-летний иеромонах Антоний (Храповицкий) - уроженец этих мест и будущий преемник священномученика  митрополита  Владимира по Киевской кафедре.

    В настоящее время церковь восстанавливается. Богослужения проводятся.

    В деревне располагалась Усадьба Храповицких с парком регулярной планировки (3,3 га).

    Источник: http://sobory.ru/article/?object=19942.

    По замечанию Л.Э. Бриккера, на погосте Козловка усадьбы не было. Усадьба Храповицких была в Ватагине, а усадьба Бобриковых - в Ульянове. Не доезжая 1 км. до деревни Крутец справа от дороги начинается берёзовая аллея ("царская дорога"), которая вела в усадьбу Ульяново.

    

    По архивным материалам церковь «Покрова Пресвятой Богородицы» в с. Новопокровском (д. Козловка) построена в 1889 г. Октября 1 дня тщанием Генерал-адьютанта Николая Ивановича Бобрикова. Зданием каменная…., колокольня тоже каменная, соединенная с церковью. Престолов в ней один – во имя Пресвятой Богоматери. Великолепная кладка розово-мраморные колонны на звоннице, кованые двери…

    Церковь в Новопокровском – получилась красивейшая. Она с большими торжествами была освещена 1 октября 1889 года в присутствии Новгородского губернатора и многих сотен прихожан Митрополитом Петербургским и Новгородским Исидором, который посчитал за честь освящать этот храм, хотя старцу перевалило девяносто лет.

    В дни открытия церкви стояла в сентябре июльская жара и огромные толпы народа дневали и ночевали подле церкви. Митрополит Исидор участвовал в омовении розовой водой алтаря, в освящении его сием, в забивании по углам гвоздей и покрытии их благовонною мастикой, в обведении тесьмой, в покрытии золотой парчой, в постановке дарохранительницы и положении креста, Евангелия и антиминса.

    От храма небольшая алея вековых сосен ведет к кладбищу, на котором находилась еще одна каменная церковь, построенная в 1895 г. 20 августа, во имя Преподобного Иоанна Рыльского. Построена церьковь также тщанием Н.И. Бобрикова. Снаружи не штукатуренная, а внутри штукатуренная с прекрасной стенной и потолочной живописью.

    Среди обширных лесов на расстояниях до 15 км. Вокруг церкви, стояли опрятные дворянские усадьбы, по нынешним меркам очень богатые. Это усадьбы дворян Храповицких, Савичей, Бобриковых, Родзянко, Пилкиных и т.д.

     Информация прислана Ириной Виноградовой.

      

    Снимки 1-4 церкви Покрова Пресвятой Богородицы, присланы Еленой Владимировной Смеловой, ур. фон Шванебах, трижды правнучкой генерала Николая Ивановича Бобрикова. Снимки сделаны в июле-августе 1895 года после кончины жены Николая Ивановича - Ольги Петровны Бобриковой (ур. Леонтьевой).

Ниже представляем выдержки из Новгородских Епархиальных ведомостей, в которых присутствует информация, касающаяся храма

 


1888. № 4. Стр. 68

 


1888. № 7-8. Стр. 111

 


1889. № 18. Стр. 322

 


1889. № 19. Стр. 334

 

 

 

1892. № 10-11. Стр. 10, 25 ,65 (прил.)

 


1892. № 14. Стр. 317

 


1894. № 17. Стр. 781


 

1896. № 14. Стр. 840-841

 


1897. № 2. Стр. 75

 


1897. № 9. Стр. 522

 


1898. № 17. Стр. 1086

 


1898. № 24. Стр. 1630

 


1899. № 16. Стр. 950

 

СЛОВО

на освященіе М. Исидоромъ новозданнаго приходскаго храма въ честь Покрова Пресвятыя Богородицы, Новгородской губерніи, Крестецкаго уѣзда, Каевской волости, на пустырѣ — Козловкѣ [1].

 

«Свѣтися, свѣтися Іерусалиме, пріиде бо твой свѣтъ и слава Господня на тебѣ возсія» (Ис. LX, 1).

 

Великая благодать посѣтила насъ, братіе, — жители честныя веси сея: на томъ мѣстѣ, гдѣ прежде былъ безплодный пустырь, гдѣ бродили только лѣсные звѣри и летали птицы, нынѣ возсіялъ храмъ живаго Бога, устроилось мѣсто Его священнаго пребыванія для нашего духовнаго рожденія и духовной жизни.

Нынѣ въ этомъ грѣшномъ мірѣ прибавилась еще одна небесная обитель, которой трепещетъ дьяволъ, которой бѣжитъ грѣхъ, гдѣ печальный находитъ утѣшеніе, грѣшный — милостивое прощеніе, соблазняющійся — укрѣпленіе, унывающій — ободреніе; — гдѣ умягчается злостное человѣческое сердце, слыша пѣсни духовныя, прославляющія Христову къ намъ любовь; — гдѣ смиряется сатанинская гордость людей, взирающихъ на образъ Сына Божія, пріявшаго зракъ раба; — гдѣ обиженный за правду найдетъ силы за все благодарить и прославлять Бога; — гдѣ всѣ мы забываемъ этотъ грѣховный міръ и всю нашу преданность его соблазнамъ, но, вспоминая наше истинное отечество, которое на небѣ, — съ сокрушеннымъ сердцемъ и съ умиленною надеждою поднимаемъ вверхъ наши духовныя и плотскія очи и взываемъ: «Отче нашъ, Иже еси на небесѣхъ!»

Благословенъ Господь, Который не оставилъ насъ, вознесшись отъ земли на небо, не покинулъ на произволъ судьбы грѣшнаго рода человѣческаго, но чрезъ святыхъ Своихъ Апостоловъ научилъ насъ созидать во славу Его и во спасеніе наше святые храмы, дабы люди хоть здѣсь-то были христіанами, хоть здѣсь-то думали о Христѣ и о вѣчной жизни, хоть здѣсь-то учились-бы любить другъ друга и ненавидѣть порокъ и всякое зло. Съ такою-же, братіе, цѣлью и на семъ мѣстѣ Господь помогъ чрезъ добрыхъ людей соорудиться святому храму, и окрестнымъ селамъ соединиться въ одинъ приходъ для общей жизни во Христѣ.

Но чтобы мы могли быть достойны такой милости Божьей, чтобы могли оцѣнить вполнѣ это къ намъ Его благодѣяніе, а затѣмъ, чтобы и съ пользою для себя Его принять — для сего размыслимъ, братіе, чѣмъ отличается общество приходское церковное отъ всякаго другого земного союза людей, чѣмъ превозносится Церковь надъ всякимъ другимъ учрежденіемъ.

Есть много обществъ или союзовъ, къ которымъ примыкаетъ человѣкъ; такъ всякій изъ васъ принадлежитъ къ Россійскому царству, къ своему сельскому обществу, наконецъ къ своей роднѣ и къ своей собственной семьѣ. Каждому, конечно, дорого то, что онъ русскій человѣкъ, подданный Бѣлаго Царя; дорого всякому и свое родное село и сосѣди, а особенно дорога своя семья, своя жена и дѣтки: но, братіе, всего этого дороже должно для насъ быть то, что мы — сыны Христовой Церкви, наслѣдники обѣтованій жизни вѣчной; всего дороже намъ долженъ быть Господь и Его заповѣди, которымъ поучаться можемъ мы въ святомъ храмѣ. Почему такъ? А потому, что всякая земная наша привязанность временная, а наше церковное единство — вѣчное. Ты дорожишь своею родиной, любишь матушку Русь? — и хорошо дѣлаешь. Но знай, что придетъ время и ты ее потеряешь, то время, когда свѣтъ земли будетъ отбѣгать отъ твоихъ глазъ и силы твои упадутъ, будетъ сжиматься твое дыханіе и приближаться страшный часъ смерти: поможетъ-ли намъ здѣсь, братіе, земная сила и крѣпость нашего государства? Увы, на томъ судѣ, который ожидаетъ каждаго за гробомъ, насъ не оправдаетъ и не поможетъ намъ сила нашего отечества; не оно будетъ отвѣчать за насъ противъ истязателя — діавола, а если что насъ защититъ и спасетъ, то развѣ молитва о насъ Христовой Церкви, поминовеніе наше предъ престоломъ Божіимъ въ этомъ святомъ храмѣ: вотъ что поддержитъ надежду нашу въ день смерти, вотъ что возвратитъ намъ жизнь въ Богѣ послѣ кончины.

Итакъ, братіе, мы должны во столько разъ болѣе цѣнить нашу духовную связь съ Церковью, чѣмъ со всякимъ земнымъ учрежденіемъ, во сколько разъ вѣчное больше временнаго, небесное лучше земного. Люби свое мірское общество, свое родное село, люби Россію, но паче того люби свой храмъ, гдѣ ты получаешь источникъ вѣчной жизни въ словѣ Божіемъ, въ таинствахъ и въ молитвѣ: люби Вселенскую Христову Церковь, въ которой Господь открываетъ намъ Свою волю и ради молитвъ которой даетъ прощеніе душамъ усопшихъ.

Храмъ Божій и Вселенная Церковь дороже для человѣка, чѣмъ его родная семья. Спросите у стариковъ, которые поженили сыновей и повыдали дочерей замужъ; спросите, много-ли осталось у дѣтей ихъ той любви къ родителямъ, которая ихъ радовала въ прежніе годы? Горяча, братіе, супружеская и семейная любовь, но и она временная, и она не продолжается послѣ смерти, когда всѣ равны предъ Богомъ, да не только послѣ смерти, но и въ этой-то жизни она ослабѣваетъ съ годами. А Церковь Христова равно любитъ и малыхъ, и старыхъ, и богатыхъ, и бѣдныхъ, и здоровыхъ, и болящихъ: всѣхъ она призываетъ на пиръ Христовъ, какъ сказано во святомъ Евангеліи: «изыди скоро на распутія и стогны града, и нищыя и бѣдныя, и слѣпыя, и хромыя введи сѣмо» (Лук. ХІV, 21). Такъ-то, братіе, отнынѣ призываемся мы въ сей домъ Божій, чтобы духовными очами взирать на «благолѣпіе красоты Его», чтобы сердцемъ здѣсь уразумѣть Его правду, чтобы здѣсь научиться любить всѣхъ людей, какъ братьевъ, а ненавидѣть только грѣхъ и всякое зло.

Храмъ Божій долженъ быть намъ такъ дорогъ не только потому, что онъ служитъ намъ къ спасенію вѣчному, и мы должны предпочитать наше общеніе въ Церкви не по той только причинѣ, что вѣчное выше временнаго: но мы должны любить Христову Церковь и святый Его храмъ еще и потому, что все доброе, дорогое намъ на землѣ, достойно нашей любви именно потому, что оно освящается Церковью. Отчего дорога намъ Россія? Отчего мы ее называемъ Святою? А потому, что она создана подвигами угодниковъ Божіихъ, русскихъ Святителей и Святыхъ Князей; потому, что всѣ русскіе добрые обычаи основаны на Божественномъ ученіи Церкви; такова и русская любовь къ бѣднымъ и несчастнымъ, и снисхожденіе къ преступнымъ, и услужливость къ странникамъ, и вообще все то, что располагаетъ сердца всѣхъ любить и хвалить нашъ народъ и отечество.

Или тебѣ дорого твое сельское общество, ты радѣешь о его пользѣ, — но опять, Кто тебѣ поможетъ въ служеніи правдѣ, Кто тебѣ даетъ слово, чтобы усовѣстить одного, утѣшить другого, убѣдить міръ на доброе и справедливое дѣло, — Кто, если не Господь чрезъ Свое всесильное Слово, чрезъ Святую Церковь, въ которой ты Его слышишь.

Наконецъ, даже въ семейной-то жизни развѣ не всякую семейную радость освящаетъ молитва и благословеніе Божіе, развѣ не всякую семейную печаль умягчаетъ та-же молитва, то-же небесное утѣшеніе въ храмѣ Божіемъ. Ты любишь свою жену? и въ храмѣ Божіемъ въ таинствѣ святаго брака получаешь благодатную отъ Бога силу, чтобы всегда пребывать въ этой любви, чтобы любовь твоя была не животная, не плотская, но духовная, которая служитъ ко спасенію тебя и жены. Родилось у тебя дитя? и опять-же изъ храма Божія приносится къ тебѣ молитва о новорожденномъ и родильницѣ, а затѣмъ и самое дитя изъ храма Божія чрезъ св. крещеніе и мѵропомазаніе получаетъ новую духовную жизнь, становится чадомъ Божіимъ; невидимо оно облекается въ Христа, невидимо Господь нашъ его приближаетъ къ Себѣ, обнимаетъ, какъ нѣкогда обнималъ дѣтей іудейскихъ. Выходишь-ли ты съ семьей на работы, встрѣчаешь-ли въ семейной радости праздникъ: — всюду тебя сопровождаетъ, и благословляетъ, и укрѣпляетъ Божественная благодать, приносимая пастыремъ изъ храма Божія. Что было-бы съ нами, еслибъ мы ея не имѣли? Мы бы жили, какъ звѣри вдали отъ Бога и Его милостей, жили-бы неизвѣстно для чего, умирали-бы безъ надежды на вѣчную жизнь; самый міръ казался-бы намъ мрачною темницею, потому-что весь духовный свѣтъ, всякое духовное утѣшеніе — все мы, братіе, получаемъ только изъ храма Божія. Вотъ почему мы должны его любить паче всего мірскаго, любить Церковь и Христа паче родины, паче семьи своей; вотъ почему — мы и все доброе и святое въ этомъ мірѣ должны любить любовію Христовой, любить не мірскою любовью, какъ, нехристи, но любовью святою, любить чрезъ Церковь и всю эту любовь нашу къ людямъ и къ міру Божію освящать молитвою во св. храмѣ и просить здѣсь укрѣпленія въ любви.

Разумѣете-ли вы нынѣ, братіе, какая великая милость Божія къ людямъ открывается въ построеніи всякаго новаго храма? Наши села, удаленныя на 10 и больше верстъ отъ церкви, теперь имѣютъ среди себя престолъ невидимаго Бога, теперь могутъ здѣсь-же, подъ рукой, черпать обильно «воду жизни духовной отъ источника спасенія», могутъ здѣсь принимать благодать таинствъ, изливать предъ Богомъ свою скорбь и радость въ церковной молитвѣ, могутъ просвѣщать свои умы слышаніемъ слова Божія. «Свѣтися, свѣтися Іерусалиме, пріиде бо твой свѣтъ и слава Господня на тебѣ возсія!».

О, братіе! помолимся-же, чтобы Господь, возсіявшій намъ здѣсь нынѣ свѣтъ Своего познанія, научилъ-бы насъ и достойно пользоваться Его милостію! Научилъ-бы насъ со всякимъ тщаніемъ посѣщать священныя службы, не поддаваясь искушеніямъ грѣховной лѣности; чтобы не допустилъ насъ ожесточиться въ ней и пренебрегать храмомъ Божіимъ; — чтобы мы не были подобны христоненавистнымъ іудеямъ, которые, по слову пророка, поворотили спину предъ Господомъ Своимъ и Избавителемъ. Помолимся, чтобы всегда «наша молитва восходила со всѣмъ усердіемъ предъ Господа», чтобы Онъ «приклонялъ ухо Свое къ моленію» нашему въ св. храмѣ. Помолимся, чтобы онъ вложилъ въ наши сердца попеченіе о красотѣ Его жилища, дабы каждый прихожанинъ по мѣрѣ силъ содѣйствовалъ нуждамъ храма и причта его. Помолимся, братіе, и о томъ, чтобы Господь благословилъ строителей храма и жертвователей, чтобы воздалъ имъ небесными дарами за ихъ труды и помощь. Наипаче-же, братіе, будемъ молиться о томъ, чтобы Богъ помогъ намъ въ семъ св. храмѣ устроять и изъ нашихъ сердецъ нерукотворный храмъ Его имени, дабы въ семъ новорожденномъ приходѣ не устами только, но и жизнью святилось имя Божіе и открывалось Его царство. «Отче нашъ, иже ecu на небесѣхъ, да святится имя Твое, да пріедетъ царствіе Твое... Призовемъ, братіе, на помощь всѣмъ этимъ благимъ намѣреніямъ Предстательницу нашу предъ престоломъ Божіимъ, Пресвятую Богородицу, въ честь и память Которой освященъ нашъ св. храмъ. Да призрѣваетъ Она «на всѣхъ насъ призрѣніемъ Своего милостиваго заступленія», да «покрыетъ насъ святымъ Своимъ Покровомъ» и да наставитъ насъ ко исполненію заповѣдей Сына Своего, Христа Бога нашего. Аминь.



[1] Произнесено въ означенномъ храмѣ 1 октября 1889 г.

 

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Архіепископа Антонія (Храповицкаго). – С.-ПЕТЕРБУРГЪ: Изданіе И.Л. Тузова, 1911. – Т. 1. – С. 37-41.