Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Все средства после реализации проекта поступят на реставрацию нашего храма

История храма

    Церковь во имя Святой Живоначальной Троицы расположена в Боровёнковском сельском поселении Окуловского района Новгородской области (до 1922 года – Крестецком уезде Новгородской губернии). Храм находится возле автомобильной дороги Окуловка – Боровёнка – Козловка – Каёво – Висленев Остров – Ярцево – Любытино в ныне не существующей деревне Язвищи, упразднённой решением Новгородского облисполкома в 1977 году.

    В период с XV века по начало XVIII века административно-территориальной единицей, на которой расположен храм Святой Троицы, являлась Деревская пятина. Первое упоминание о Деревской пятине можно найти в Новгородской писцовой книге 1495 года. Раньше эта область называлась «Дерева». В 1495 году в Деревской пятине насчитывалось 67 погостов, среди которых был Язвищский погост. В 1708 году деление на пятины было упразднено и введено деление на губернии, в свою очередь разделяющиеся на уезды, а затем на волости. В начале XX века церковь располагалась в Каёвской волости Крестецкого уезда Новгородской губернии. К 1916 году, по неизвестной пока причине, Язвищский погост изменил наименование и стал называться Козловским (Ново-Покровским) погостом. Об этом можно узнать из работы И.В. Аничкова «Обзор помещичьих усадеб Новгородской губернии».

    Одно из первых упоминаний о Язвищском погосте находим в Переписной оброчной книге Деревской пятины. Там можно найти фразу: «Погост в Язвищах: а в нём церковь Велики Николае; на погосте же дв. попов, дв. церковной дьяк Васко, дв. проскурница Моланья, не пашут».

    Другое упоминание просматривается в «Актах, собранных в библиотеках и архивах Российской Империи Археографическою экспедициею Императорской Академии наук», изданных в 1836 году. Здесь говорится о «Царской грамоте Новогородскому воеводе князю Хилкову о предоставлении Софийскому Собору сбора венечной пошлины в Новгороде и Новогородских Пятинах», данной ему в 1641 году. Этот сбор взимался, в том числе, и с Язвищского погоста.

    В работе юриста и исследователя древней Новгородской земли Константина Алексеевича Неволина, датированной 1853 годом, значится, что Язвищский погост расположен на расстоянии ста вёрст от Новгорода и находится «при речке, названной …. Язовкою и впадающей в р. Мсту. По спискам Мин. Внутр. Дел село Язвищи с деревянною церковью во имя Святой Живоначальной Троицы, в Крестецком уезде». В приложениях к этому источнику приводится информация, что «на погосте храм Николая Чудотворца, да тёплый храм Михаила Архангела».

    Можно найти информацию о Язвищском погосте и в Географическо-статистическом словаре Российской Империи русского географа Петра Петровича Семёнова-Тян-Шанского. Здесь погост упоминается как Язвицкий. Отсюда узнаём, что на погосте «церковь Святой Троицы, построенная в 1763 году. Погост этот в 1495 году находился в Деревской пятине, имел церковь Святого Николая; по описи 1581 года в нём было две церкви: Святого Николая и Михаила Архангела».

    Дальнейшую историю развития Язвищского погоста можно узнать из статьи Д.А. Михайлова. Он пишет: «Некогда в Язвищах была деревянная церковь, построенная в 1763 г., и при кладбище небольшая каменная часовня. В селе устраивались ярмарки, на которые из окрестных деревень съезжалось до трёхсот подвод. Село росло и деревянная церковь стала мала. В 1891 г. на средства богатых прихожан из числа местных помещиков и земских деятелей на месте старой церкви был построен новый каменный храм св. Николая Чудотворца и св. Благоверного князя Александра Невского. Освящение храма происходило в торжественной обстановке при большом стечении народа».

    Из Новгородских Епархиальных ведомостей от 15 октября 1887 года, № 19, мы узнаём, что 17 сентября того же года Новгородской Епархией причту, старосте и приходскому попечительству Язвищской церкви было разрешено строительство новой каменной церкви "на приходские и попечительские средства, и с употреблением на первый раз из церковной суммы не более 6000 рублей".

    Далее можно привести сведения о количестве жителей, проживающих поблизости от церкви Святой Троицы. Взяв за основу Список населённых мест Новгородской губернии за 1909 год и рассмотрев данные по Каёвской волости Крестецкого уезда, можно установить, что в радиусе всего лишь трёх километров от храма располагались следующие деревни: Дивушино – 77 человек; Каёво – 220 человек; Комшино – 47 человек; Никольское Сельцо – 97 человек; Новинка – 70 человек; Пепелово – 74 человека; Поддубье – 68 человек; Шарово – 80 человек, Язвищи (погост) – 23 человека; Язвищи (посёлок) – 21 человек. Здесь приведён неполный перечень близлежащих деревень.

    Приход в 1917 году на Святую Русь безбожной власти затронул и Язвищский погост. Точно неизвестно, сколько лет после этого в церкви Святой Троицы проходили Богослужения. Есть информация, что церковь была закрыта в 1937 году по "ходатайству трудящихся". Богослужения были прекращены…

    Вот как описывает эти события Д.А. Михайлов в приведённой ранее статье: «Прошли годы. Исчезало постоянное население Язвищ, дома разбирались и перевозились в другие деревни. А после смерти Петра Яковлевича Осницкого (сына священника Якова Петровича Осницкого, служившего в храме. Скончался в 1961 году), следившего за кладбищем и церковью, началось их осквернение».

    Церковь значительно пострадала. Было разворовано всё имущество, осквернены имеющиеся в подвальном помещении захоронения, разрушены полы, уничтожены росписи.

    Не пощадила власть и жителей. Население сокращалось, деревни прекращали своё существование. Вот каким оно стало в вышеперечисленных населённых пунктах в начале XXI века: Дивушино – 1 человек; Каёво – 9 человек; Комшино – нет; Никольское Сельцо – 6 человек; Новинка – нет; Пепелово – нет; Поддубье – 7 человек; Шарово – нет, Язвищи (погост) – нет; Язвищи (посёлок) – нет.

    Если численность населения будет продолжать снижаться, то огромная территория окажется безлюдной. Но безлюдной она долго не сможет оставаться, и на смену коренному населению придёт пришлое, инородное. Такая ситуация возникла не спроста, а попущена Богом за отступничество от Него, за разрушение Его дома.

    Издревле на Руси люди, приходя на новое место, начинали обосновываться со строительства церкви или часовни. Церковь располагали посередине и строили всем миром. Вокруг храма начинали выстраиваться жилые дома и хозяйственные постройки.

    Чтобы не допустить окончательной гибели сельской глубинки, и последующее за ним исчезновение коренного населения городов Русских, необходимо возвращение к истокам своего народа, которые в своей основе опираются на Веру в Бога, на молитву, являющуюся непосредственным разговором с Ним. «Дом Мой есть дом молитвы [Лк. 19: 46]», – говорит Господь. Как же можно творить молитву, если Дом Божий находится в таком плачевном состоянии?

    В последние годы появляется возможность возрождения Веры на Святой Руси. Во многих местах происходит восстановление поруганных и разрушенных храмов. Появляются люди, стремящиеся восстановить и восстанавливающие ту или иную церковь.

    Появились такие люди и возле храма Святой Живоначальной Троицы. На протяжении некоторого времени они своим трудом и молитвой способствуют его возрождению. Прихожане установили иконы, обустроили подсвечник. Летом 2011 года в центральном алтаре за остатками престола установлен водружальный крест. Произведена обрезка кустарника вокруг фасада, с него частично срезана растительность. В конце 2011 года от дороги до храма прорезана широкая просека, и теперь он предстаёт нам во всей своей поруганной красе. И ждёт…